Средняя общеобразовательная школа № 31

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

 

ДО СОБЫТИЯ ОСТАЛОСЬ

Адрес

350007, г. Краснодар, 

ул. Песчаная, д. 14 

(средняя и старшая школа)

Телефон

8(861)-268-86-96 

Email

school31@kubannet.ru

Адрес

350063, г. Краснодар, 

ул. им. Красина, д. 5

(начальная школа)

Экстренная психологическая помощь 

телефоны ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ 

8(861)245-82-82

8(988)245-82-82

Здоровое питание – это питание, сбалансированное по соотношению углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов. Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, Вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.
Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой. 
            Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто не дооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов - это 1 ломтик цельнозернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса. Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками - грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно. Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.
   Кирпичи 2 и 3 - овощной и фруктовый.
Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы). Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций. Фруктов - от 3 до 5. 1 порция фруктов - это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста. Когда иммунная система ослаблена, это вызывает обострение различных хронических заболеваний. Так что поддержание иммунитета - это первоочередная задача. Очень важно включать в рацион ярко-желтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец). Они содержат водорастворимый бета-каротин, предшественник витамина А, в организме превращающийся в жирорастворимый витамин А. И пейте свежевыжатые соки, причем не только фруктовые, но и овощные! Обратите внимание: если недоступны свежие фрукты, покупайте быстрозамороженные овощные смеси и фрукты, а также сухофрукты.
  Кирпич 4 пищевой пирамиды – мясной.
          В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога). В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.
 Кирпич 5 пищевой пирамиды – молочный. 
          Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).
  Кирпич 6 пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный.
             И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
Здоровое питание 
Нормы потребления продуктов  согласно пирамиде здорового питания Жиры, масла и сладости – употреблять необходимо редко.
 
Молоко, йогурты, сыры – 2–3 порции (о порции см. ниже).
Мясо, птица, рыба, яйца, орехи, бобы – 2–3 порции.
Овощи – 3–5 порций. Фрукты – 2–4 порции.
Хлеб, крупы, рис и макаронные изделия – 6–11 порция.
  
ЧТО СЧИТАТЬ ОДНОЙ ПОРЦИЕЙ
 Хлеб, крупы, рис и макаронные изделия
 Один кусок хлеба; половина большой булки для гамбургера; одна маленькая булочка или бисквит; 5–6 маленьких или 3–4 больших крекера; 1/2 чашки каши, риса или макаронных изделий; 30 г готовых к употреблению хлопьев из зерновых.
  Фрукты
  Среднего размера яблоко, банан или апельсин; половина грейпфрута; долька дыни; 3/4 чашки фруктового сока; 1/2 чашки ягод или вишен; 1/2 чашки нарезанных свежих, вареных или консервированных фруктов; 1/4 чашки сухофруктов.
 Овощи
 1/2 чашки вареных овощей; 1/2 чашки нарезанных сырых овощей; 1 чашка нарезанных зеленых листовых овощей, таких как латука или шпината; 1/2 чашки вареных бобов, гороха или других бобовых; 3/4 чашки овощного сока. 
 Молоко, йогурт и сыр
 1 чашка молока, стаканчик (около 225 г) йогурта, около 45 г твердого сыра , 55 г плавленого сыра. 
 Мясо, птица, рыба, сухие бобы, яйца и орехи  
 2–3 ежедневных порции могут включать: 150–200 г отварного нежирного мяса, птицы без кожицы или рыбы в день. 30 г мяса или рыбы можно заменить одним яйцом, половиной чашки приготовленных бобов, горошка или других бобовых; двумя столовыми ложками орехового масла.
 Жиры, масла и сладости
 Употреблять редко.
          Улучшение структуры питания школьников невозможно без использования основных принципов науки о рациональном питании, основанных на удовлетворении потребности человека в основных пищевых веществах (нутриентах), поступающих в составе пищевых продуктов.
              Как известно, потребности человека зависят от многих факторов - возраста, пола, рода деятельности, климатических условий, массы, состояния здоровья и др.
              Но, в отличие от взрослого организма, для которого калорийность пищевого рациона должна соответствовать его энергетическим тратам, растущему детскому организму основные пищевые вещества необходимы не только для снабжения энергией, но и для построения органов и тканей.
             В соответствии с этим питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию физиологически функциональных нутриенов (белков, жиров и углеводов).
 Белки
           Белки     (или     протеины) это     высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из аминокислот. Важность аминокислот для организма определяется той огромной ролью, которую играют белки во всех процессах жизнедеятельности. Белки обеспечивают рост, развитие и нормальное протекание обменных процессов.
Белки, в состав которых входят все необходимые организму аминокислотные, называются - полноценными. Для человека важно поступление полноценных белков, так как именно из них организм синтезирует свои специфические белки.
             Поступление полноценных белков с пищей особенно важно для растущего организма, так как в организме ребенка не только происходит восстановление отмирающих клеток, как у взрослых, но и в большом количестве создаются новые клетки. Поэтому потребность в белках у детей выше, чем у взрослых.
 Жиры
          Жиры (или липиды) являются в первую очередь энергетическим материалом. Кроме того, основные биологические функции липидов заключаются в том, что они: обеспечиваю запас, изоляцию и защиту органов; переносят некоторые витамины, регулируют транспорт воды и солей и др.
 Углеводы
          Углеводы являются главным и наиболее эффективным источником энергии для организма, входят в состав клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ.
            При построении пищевых рационов для детей школьного возраста чрезвычайно важно не только удовлетворить потребности организма в количествах углеводов, но и подобрать оптимальные соотношения продуктов, содержащих легкоусвояемые и медленно всасывающиеся в кишечнике углеводы, а также обеспечить организм необходимым количеством не перевариваемых полисахаридов.
            Наиболее оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14%, жиры - 31%, углеводы - 55% общей калорийности рациона.
            Контроль, за соблюдением калорийности в пищевых рационах школьников, позволит не только снизить риск возникновения заболеваний, связанных с ожирением (за счет уменьшения массовой доли жиров и углеводов), но и улучшит восприятие учебного материала.
              С целью обеспечения учащихся полноценным сбалансированным горячим питанием «Комбинатом школьного питания № 1» города Краснодара производится разработка примерного цикличного меню для двух возрастных групп с 1 -го по 5-й класс и с 6-го по 11-й класс, в котором обязательно учитывается энергетическая ценность блюд и сбалансированность по белкам, жирам и углеводам. Примерное цикличное меню составляется на 4-е недели, чтобы разнообразить ассортимент блюд, кроме этого оно разрабатывается по сезонам года для школьных завтраков, обедов групп продленного дня, а также для детей с запоздалым физическим развитием и для детей воспитанников детских интернатов.
            С полной уверенностью, можно сказать, что на сегодняшний день (около 100%) учащихся младших классов, посещающих наши пищеблоки, обеспечены полноценным горячим питанием, а также многие старшеклассники не отказывают себя побаловать чем-нибудь вкусненьким в наших школьных столовых и буфетах.